Страничка учителя-дефектолога


 Стахеева Юлия Юрьевна
  учитель-дефектолог,
  специалист высшей категории    Портфолио
11.04.2014         "Мир природы весной"
                   
«Разноцветные прищепки». Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с тифлопедагогом: сенсомоторное развитие - закрепляем названия основных цветов, в том числе и на интерактивной доске, упражняемся в выразительных движениях, развиваем точность мелкой моторики.
Коррекционное занятие с тифлопедагогом в младшей группе: «Весенняя капель». Знакомимся с явлениями природы по изображению, уточняем предметные представления – моделируем капельку из шнурка, развиваем слуховое восприятие – слушаем звуки природы.

Коррекционное занятие в подготовительной группе «Весенние изменения».
Разгадываем ребусы о весенних явлениях природы. Составляем сюжетные изображения из частей, определяем, какие фрагменты не соответствуют сезону.




04.04.2014         "Весна шагает по планете"
   
 «Нужна дорожка котику, чтоб лапки не мочил …»
Простое упражнение -  выкладывание семян слева направо в одну линию без интервалов  - решает целый комплекс лечебно - восстановительных и коррекционно - развивающих задач.  Во-первых, это работа по зрительной нагрузке для повышения остроты зрения, развития глазомера. Во-вторых способствует развитию ручной умелости и зрительно-моторной координации. Учит выполнению последовательных ритмичных действий в режиме зрительной нагрузки. И, в-третьих, помогает закреплять сезонные представления о таянии снега, программировать на элементарном уровне безопасное поведение для себя и сверстника, выбирая сухую дорожку между ручейками и проталинками.

28.03.2014      “Интересная мебель “  

  «             Комнатка для кукол». Коррекционно-развивающее занятие с тифлопедагогом в младшей группе по ориентировке в пространстве.

                   «Моделируем детскую комнату» Коррекционно-развивающее занятие с тифлопедагогом в 
              

21.03.2014        "Бытовая техника"
Как гладим бельё». Коррекционно-развивающее занятие с тифлопедагогом в младшей группе по социально-бытовой ориентировке.
В магазине электротоваров». Коррекционно-развивающее занятие с тифлопедагогом в старшей группе по ориентировке в пространстве.
«Комп  
«В м



14.03.2014       "Посуда знакомая и незнакомая"

 «Деревянная посуда». Коррекционно-развивающее занятие с тифлопедагогом в младшей группе по социально-бытовой ориентировке.

 
Упражнения на коррекционном занятии в подготовительной группе по развитию зрительного восприятия:
- совмещение неполных изображений в целое;
- «дорожки»  - нахождение одинакового орнамента на посуде;
- соотнесение зрительного образа предмета и образа, полученного путём осязательного обследования;
- сужение поля зрения при анализе изображений;
- использование посуды как условных мерок при измерении сыпучих продуктов.

28.02.2014       Профессия "Врач"
Коррекционное занятие в подготовительной группе по развитию зрительного восприятия: обучение выделению информативных признаков. Учимся задавать вопросы: Чей кабинет? Чем отличаются предметы? Что лишнее?
Индивидуальное коррекционно - развивающее занятие с тифлопедагогом: развитие глазодвигательных функций.
 

Дидактическая игра – лото для малышей «Все профессии важны».
 Коррекционное занятие в старшей группе  по социально-бытовой ориентировке: составление рассказа по серии картинок «Дочка заболела».

21.02.2014       "Есть такая профессия – защищать Родину"
Индивидуальное коррекционно - развивающее занятие с тифлопедагогом:
Дидактическая игра «Разрезные картинки» (обучение составлению целого предметного изображения из частей).                               
 

  Ура!!! Получилось!

Коррекционное занятие в подготовительной группе по развитию осязания и мелкой моторики: ЛЕГО – конструирование военной техники


Интеракривная  игра на развитие логического мышления и ориентировки в пространстве «Парад военных кораблей»: Поставь в ряд корабли одного цвета и начнётся парад.


Сюжетно-ролевая игра "Магазин" (14.02.2014г.)

"Вкусный салат"



     РЕКОМЕНДАЦИИ ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

         Во время подготовки к школе у ребёнка длительное время идёт работа глаз на близком расстоянии: чтение, письмо, компьютер. Для рациональной зрительной работы рекомендуется:

1.                При чтении
- книга должна находиться ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать веки;
- шрифт лучше виден, когда книга находится от глаз на расстоянии не менее 30 см;
- не следует при чтении наклонять голову и тело вперёд, так как это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга, а, следовательно, и глаз;
- по прочтении 1-2 страниц оторвать взгляд от книги и посмотреть вдаль на какой-либо предмет (1-2 сек.).
2.                При письме
- расстояние от тетради до глаз 30 см;
- необходимо «разгружать» глаза путём морганий;
3.                При работе с компьютером
- занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить по 10-15 мин. не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг;
- после занятия на компьютере с детьми проводят гимнастику для глаз;
- для снижения утомляемости детей взрослые обеспечивают гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие  мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости;
- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см;
- ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них;
-для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (чаще 4 раз в год), продолжительность занятий сокращается до 7-10 мин.;
- недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей;
- занятия детей с компьютером проводят в присутствии взрослого.
4.                При просмотре телепередач
- непрерывная длительность просмотра телепередач  не более 30 мин.;
не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня);
- во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать лёгкими светлыми шторами;
- в вечернее время просмотр телепередач проводят при искусственном освещении верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещённым вне поля зрения детей;
- расстояние до экрана 2-3 метра;
- экран телевизора   должен быть на уровне глаз сидящего ребёнка или чуть ниже;
- если ребёнок носит очки, то во время передачи они обязательны;
- через 15-20 мин.  давать отдых глазам, прикрывая их на 2-3 мин.; моргая  (10-20 движений).

Требования к освещению при зрительной работе
·                   для дошкольников осветительные приборы располагают не только на потолке, но и на стенах;
·                   местное освещение для рабочих поверхностей (лампа настольная) оборудуют с левой стороны, используя лампу накаливания тёплого спектра;
·                   необходимо соблюдение равномерного распределение яркости в поле зрения, ограничения теней, ограничение чрезмерно слепящей яркости (прямой и отражённой).  
Упражнения для глаз
Из огромного количества методик для сохранения зрения приведу отдельные упражнения, простые и быстрые по выполнению и эффективные по сути.
Упражнения для поддержания гибкости глазных мышц (по Бейтсу)
- Голова фиксирована, двигаются только глаза. В вытянутой руке – карандаш, который многократно (50 раз) перемещается по широкой амплитуде вправо, влево, вверх, вниз. Глаза следят за движением карандаша.
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть глаза на 3-5 сек.
   Повторить 6-8 раз.
- Быстрые моргания в течение 1-2 минут.
- Массаж участков вокруг глаз (точки под бровями , выше бровей, под глазами) в течение 1-2 минут 1 раз в день курс 2-3 недели.

И главная рекомендация посещайте окулиста не реже 1 раза в год! Своевременное обращение к врачу–залог сохранения зрения вашего ребёнка.                                                                                     
врач-офтальмолог
 Ирина Ивановна Грунина


УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ,

ЕСЛИ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ НАЗНАЧЕНЫ ОЧКИ,
НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ОЧКОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА

ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ОЧКОВ
1.                Стёкла очков при ношении должны находиться на расстоянии 12 мм от глаза. При увеличении этого расстояния оптическое действие очковых линз меняется, поэтому надо следить, чтобы посадка оправы на лице ребёнка была правильной. Если оправа «съезжает» с переносицы, обратитесь в оптику, где были куплены очки. Мастер, при необходимости, поправит заушники или носоупоры оправы. Можно использовать фиксирующие оправу устройства: шнурок с фиксатором.

2.                Важно следить за чистотой линз в очках, так как даже правильно подобранные, но грязные линзы ухудшают зрение и утомляют глаза.
Очки, по мере загрязнения, можно помыть в тёплой воде с мылом и (или) протереть специальной салфеткой из микрофибры, которую приобретают в салонах оптики.

3.                Очень важно соблюдать тот режим ношения очков, который рекомендовал врач-окулист. «Постоянное ношение очков» - этот термин означает, что ребёнок носит очки на лице весь день и снимает их на время сна.

4.                Строго соблюдайте режим окклюзии, то есть перекрывания глаза, которое назначено врачом с целью – повысить зрение на хуже видящем глазу. Окклюдор при использовании моется в мыльном растворе по мере загрязнения.

Практика студентов ЧГПУ



10-летний юбилей кафедры Психологии, педагогики и предметных методик ЧГПУ

Почётные гости в ДОУ № 157: тифлист №1 России – Любовь Ивановна Плаксина – доктор психологических наук, профессор и её ученица Лилия Александровна Дружинина – зав кафедрой ППиПМ ЧГПУ, к.п.н., доцент. Участники встречи – преподаватели кафедры, сотрудники института повышения квалификации, Центра диагностики и консультирования, учителя школы №127, тифлопедагоги детских садов города Челябинска. От нашего ДОУ № 422: воспитатель группы для детей с нарушениями зрения – Недоля Елена Георгиевна и учитель-дефектолог, тифлопедагог  Ю.Ю. Стахеева


1.6.2.2 Анализ дефектологического сопровождения  за 2010 – 2011 учебный год
Тифлопедагог Стахеева Ю.Ю.
1. Информационно - аналитическая деятельность






2. Коррекционно-развивающая деятельность




3.      Консультативная деятельность


4. Просветительская  деятельность (общие вопросы)
5. Научно-методическая деятельность
Моделирование тактических целей развития образования на 2010 - 2015 гг. МДОУ ДС № 422

Развитие речи как средство компенсации ограниченных зрительных возможностей




__________________________________________________________________________________

Психолого-педагогическое обследование ребёнка с нарушением зрения

Тифлопедагог два раза в год проводит обязательное психолого-педагогическое изучение ребёнка: в сентябре - в начале учебного года, и в мае – в конце учебного года.
Диагностические методики рекомендованы Л.А. Дружининой и Л.Б. Осиповой -  кандидатами педагогических наук, доцентами кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.
Результаты обследования позволяют отслеживать  динамику развития ребёнка в течение всего пребывания его в ДОУ, определять уровень усвоения коррекционной программы для детей с нарушениями зрения по следующим разделам: развитие зрительного восприятия, пространственная и социально-бытовая ориентировка.
Оценивание проводится по трём уровням:
1 уровень – самостоятельное и правильное выполнение задания, при    обследовании зрительного восприятия - выполнение заданий зрительным способом; 
2  уровень  –  необходима организующая и стимулирующая помощь педагога, возможно допущение 1-2 ошибок, которые ребёнок не всегда самостоятельно замечает и исправляет; при обследовании зрительного восприятия может присутствовать практическое «примеривание»;
3 уровень – выполнение заданий методом проб и ошибок, необходима практическая помощь педагога, допущение ребёнком более  2 ошибок, которые он не замечает и не исправляет даже при организующей помощи педагога, хаотичное выполнение.









Таким образом, на конец 2010 – 2011 учебного года успешность усвоения программного материала детьми с нарушениями зрения составила 96% (положительная динамика 26%). Наиболее успешные параметры:
- восприятие цвета;
- восприятие формы;
- восприятие величины;
- восприятие пространства;
- восприятие и воспроизведение сложной формы.
Ознакомиться с результатами психолого-педагогического обследования своего ребёнка родители могут  у тифлопедагога каждую среду с 17.00 до 18.00.
Тифлопедагог: Стахеева Ю.Ю.
___________________________________________________________________________________
Лечение детей с нарушениями зрения осуществляют:
- Ольга Владимировна Шабалина, врач - офтальмолог высшей квалификационной категории, со стажем работы по специальности 25 лет;
- Фаина Гиниятовна Тухватуллина, медсестра – ортоптистка первой квалификационной категории.
         Пролечено в течение 2010-2011 учебного года - 31 ребёнок с нарушениями зрения (сходящееся косоглазие 7, расходящееся косоглазие 2, миопия 2, астигматизм 11, гиперметропия 7, врождённые аномалии 2).










ВЫВОДЫ: повысился показатель выздоровления на 11,6 %, положительная динамика отмечается в 93,54 % случаев, без перемен 6,46 % (дети с диагнозом миопия – без прогрессирования). Среди детей 6-7 летнего возраста положительная динамика по зрительным функциям 80 %.
 Врач: Шабалина О.В.


ВЫБИРАЕМ НУЖНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ГЛАЗ

ВИТАМИН С киви, апельсины, лимоны, свёкла, лук, зелёный горошек, белокочанная капуста, печень, картофель, помидоры, яблоки, артишоки, спаржа, шпинат, брокколи, грейпфрут.
Витамин «С» улучшает кровообращение, в области глаз. Дневная потребность 100мг, овощи желательно употреблять в свежем виде.

ВИТАМИН А печень, морковь, шпинат, тыква, папайя, зелёная листовая капуста, брокколи, дыня, помидоры, авокадо, абрикос, спаржа, зелёный горошек, фасоль, персик.
         Витамин «А» предупреждает куриную слепоту и улучшает общее сумеречное зрение. В день достаточно выпить один стакан свежевыжатого морковного сока со сливками или несколькими каплями масла.

ВИТАМИН Е подсолнечное и соевое масло, миндаль, маргарин, грецкие орехи, арахис, сливочное масло, яйца, молоко, шпинат.
Улучшает кровообращение в области глаз. Дневная потребность 100г шпината, 100 г мюсли.

 ВИТАМИН В1 – орехи, полированный рис, мёд, брокколи.
Улучшает светочувствительность сетчатки глаз. Дневная потребность 100г приготовленных на пару брокколи.

ВИТАМИН В2 – яблоки, пивные дрожжи, полированный рис и пшеничные зёрна, молоко.
Улучшает светочувствительность сетчатки глаз. Дневная потребность 1 стакан молока.

ВИТАМИН В6 – капуста, пшеничные зёрна, яичные желтки, рыба всех сортов.
Улучшает светочувствительность сетчатки.

ВИТАМИН В12 – виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, черника, финики, петрушка, чернослив, абрикосы.
         Улучшает светочувствительность сетчатки. Дневная потребность 3 мг.

По материалам  научно – популярного издания
Журавлёва Л.В. Здоровое зрение: мечта или реальность?
/Л.В. Журавлёва. – М.: Экомир,2008. – 192 с.:  ил. – (Серия «Ваш личный доктор»)

Пирамида здорового питания
Полноценное питание – это не только основа физического развития органа зрения, но и профилактическое мероприятие его ослабления, снижения.

Полноценное питание детей с нарушением зрения предполагает:
·                   соответствие рациона потребностям организма;
·                   достаточный объём пищи, кратность её приёма;
·                   соблюдение диеты по показаниям врача.

__________________________________________________________________________________


Дед Мороз – очкарик!

Правда – правда! На новогодний утренник к нашим детям приходил Дед Мороз в очках. И многие ребята не стесняются носить очки. Посмотрите, внимательно, как идут очки Диане, на празднике она была «девочкой – звездой» с планеты Туами.  А Саша? Такой сказочно - интересный гномик в очках! В очках и Принц Эльвир, и Мушкетёр Данил.



Хорошо в очках гулять,
Хорошо в очках мечтать,
Хорошо в очках играть и танцевать.
Хорошо в очках Новый год встречать!





Статья Стахеевой Ю.Ю. "Иинтеграция специального и общего образования"

Презентация "Как обрести хорошее зрение"

___________________________________________________




Физкультминутки - Гимнастика для глаз.

Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительнодвигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительнодвигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем : необходимо расширять зрительнопространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за умеменьшением.
По материалам Гритчина Ирина Михайловна - учитель начальных классов МОУ "Яйская средняя общеобразовательная школа №2" Кемеровской области, п.г.т.