Страничка учителя-логопеда

Селянина Виктория Константиновна
учитель-логопед, 
специалист высшей категории
Портфолио
18.04.2014      "Встречаем птиц"
Закрепление темы : "Встречаем птиц". Презентация (прилет птиц,  птичьи голоса); называли части птиц (опиши птичку), загадки про птиц, развитие мелкой моторики (выкладывание птицы из счетных палочек), артикуляционные упражнения (птенчики, гнездо, клюв, покорми птенцов), словарная работа (прилет, гнездо, высиживать птенцов, пение, крылья, клюв, перья, пух, яйца …).

11.04.2014            "Мир природы весной"

Группа «Гуси-лебеди»
Закрепление темы «Весна шагает по планете»:признаки весны; выкладывание из счетных палочек первоцвета; словарная работа (слова: капель, прилет птиц, гнездо, почки, травка …); артикуляционная гимнастика, массаж «Су-джок» (пальцы и ладони).





04.04.2014 г.        "Весна шагает по планете"


Закрепление темы «Весна шагает по планете»: рассматривание картины Левитана  «Большая вода», беседа с детьми по картине, называние временных признаков, словарная работа ( слова- половодье, оттепель, капель, проталины и т.д.); игра на слуховое внимание ( хлопнуть на слово, относящееся к весне из словесного ряда); составление предложений с весенними словами; пословицы о весне.


21.03.2014 г.         "Бытовая техника"
С детьми  группы "Василиса Прекрасная"проводили занятие на тему «Бытовая техника»: рассматривали фото и картинки с бытовой техникой, отгадывали загадки, составляли рассказ по сюжетной картинке «Кухня».

14.03.2014 г.         Посуда


С Семеном развивали мелкую и артикуляционную моторику : из счетных палочек составляли чашку и кастрюлю ( тема «Посуда»), делали артикуляционные упражнения «чашка», остужали чай (дули на «чашку»). Составляли предложения со словами «чашка», «чай», «пить» и др. Классифицировали посуду кухонную и столовую



.28.02.2014 г.           Профессия "Врач"

Гр.»Гуси-лебеди»
Тема - »Врач». Беседа с детьми о профессии врач. Атрибуты врача. Словарная работа, проговаривание новых слов, развитие артикуляционной моторики.

Гр. «Василиса»
Занятие на тему «Поликлиника – больница». Чем различаются, как работают, что и кого лечат ( какие есть поликлиники и больницы). Словарная работа по теме. Проговаривание слов сложной слоговой структуры. Развитие речи. 

21.02.2014 г     " Есть такая профессия – защищать Родину"
Гр.»Аленький цветочек»
Проводилось занятие, посвященное теме: «История профессии- военный». Рассматривали репродукцию картины Васнецова «Три богатыря» . Проводилась беседа с детьми по этой картине. 

14.02.2014 г.

Гр. «Аленький цветочек» 
Сегодня в кабинете логопеда с детьми подготовительной группы закрепляли тему «Профессии»: история возникновения профессии продавец: когда она возникла, где, для чего и с кем торговали? Определяли количество слогов в словах, составляли предложения – развивали фонематическое восприятие , согласование слов в роде, числе, падеже, развивали связную речь.


Готовим ребенка к школе. В помощь родителям
Возраст ребенка 6-7 лет – это период его жизни, когда окончательно формируются все предпосылки его успешного обучения в школе. Это и эмоционально-волевая сфера, и физическое развитие, и познавательная деятельность.
Ребенок в этом возрасте становится более развитым физически: в течении седьмого года жизни его рост увеличивается в среднем на 10 см, вес на 3,5-5 кг. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, повышается работоспособность. Движения становятся более координированными и точными. Развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук, способствующие овладению навыками письма.
Более целенаправленным становится восприятие ребенка. Развивается наблюдательность, формируется точный глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих предметы. Развивается произвольное, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное.
Более устойчивым становится внимание. Ребенок может уже сосредоточенно работать, выполнять задание на основе длительного интереса. Формируется умение ребенка выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их, делать обобщения.
О явлениях, которые ему знакомы, он может высказывать правильные суждения, свое умозаключение, объясняя, что такое хорошо и что такое плохо, что необходимо для получения того или иного результата. Например, объяснит, где растут овощи, как необходимо за растениями ухаживать, что происходит с ними в разное время года. Может назвать предметы, обобщить их одним словом и объяснить их наличие или необходимость в нашей жизни. Все это говорит о наличии у детей этого возраста определенных представлений о некоторых жизненных явлениях, о познавательных интересах, любознательности.
По исследованиям психологов и педагогов, игра и труд, занятия учебной направленности способствуют развитию самостоятельности и организованности ребенка, моральному переживанию, касающемуся оценки своего поведения, поступков и отношений людей.
В большинстве случаев таким ребенок становится к 6-7 годам в результате целенаправленного воспитания, условий жизни. От того, как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие, положительное отношение к обучению и школе.
С поступлением ребенка в школу, начинается его переход к новому образу жизни, обязанностям, положению в обществе. Это и ответственность за свою учебу перед учителем, школой, семьей и подчинение системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.

Готовность ребенка к школе в плане умственного развития включает определенный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, явлениях живой и не живой природы, о людях, их труде и т.д. Но важно и умение связно, последовательно и понятно для окружающих излагать свои знания, передавать ход своей мысли, выстраивая логическую последовательность. Это требует специального речевого воспитания. Учим ребенка пересказывать детские литературные произведения, рассказывать по картине, игрушке. Также необходимы по мимо пересказа и чтения вопросы по содержанию литературного произведения, которые могут ставиться в разнообразной форме: о чем говорится в рассказе? что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа? что ты можешь рассказать о героях рассказа, сказки? какие они? кто тебе понравился и почему? и т.д.
Желательно углублять восприятие детьми литературных произведений. Для этого даем задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, подбор рифмы к заданному слову.
Примерные задания детям 6-7 лет.
После ознакомления с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, задаем ребенку вопрос: “С чем сравнивается то или иное явление?”, затем просим самого придумать сравнение (подобное или противоположное).
Обращаем внимание ребенка на эпитеты. Спрашиваем, где или к каким предметам можно их употребить, назвать.
Для работы с антонимами лучше использовать пословицы и поговорки: “Мягко стелет, да жестко спать”, “Мал телом, да велик делом”, “Здоров на еду, да хил на работу”.
Работа над звуковой культурой речи ребенка предусматривает и работу над дикцией, темпом речи, умением регулировать силу голоса, передавать различные интонации, изменять смысловое ударение.
Обратим внимание на правильность согласования количественных числительных с существительными в устной речи детей: один пальчик, два пальчика, …пять пальчиков. Частыми ошибками бывает употребление окончаний – ов, -ев, в родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний (сапог, девочек, березок и т.п.) и окончаний –ей (людей, ежей, карандашей). Для устранения используем тетради с заданиями “Говори правильно”.
Для формирования активного словарного запаса используем следующие упражнения:
1. Подбор эпитетов и определений к предметам. Или узнать по определениям предмет.
Какие бывают кошки? (Лохматые, пушистые, черные, умные).
Круглый, оранжевый, сочный, вкусный – что это? (Апельсин).
2. Подбор действий к предмету и наоборот.
Река что делает? (Шумит, течет, замерзает, разливается).
На небе светит, землю согревает, тучи разгоняет – что это? (Солнце).
3. По началу предложения закончить его самостоятельно.
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун а …(лук).
Наша Таня громко … (плачет).
4. Распространение предложений.
Белка прыгает.
Задаем вопросы: куда? зачем? где? почему? И просим еще раз рассказать все самого ребенка.
Формирование умения делить предложения на слова, начинаем с предложений из двух слов типа: “собака сидит”. Просим ребенка повторить услышанное, затем спрашиваем: “Первое слово было собака, а потом было какое слово?”. Затем переходим к более длинным предложениям.
Часто встречаются в устной речи детей и недостатки звукопроизношения, что, безусловно, влияет на правильность чтения и грамотность письма: пропускаются звуки, заменяются другими, смешиваются рядом стоящие, искажаются неправильной работой органов артикуляционного аппарата.
Когда неправильность произношения проявляется в единичных звуках, родители сами могут устранить это нарушения или с помощью специалиста: учителя-логопеда в ДОУ.


Аналитическая справка
по результатам скрининг-диагностики познавательного и речевого развития детей младшего и среднего возраста МАДОУ ДС № 422 в 2011-2012 учебном году

На 26.12.11.  обследовано  68 детей, из них:
детей младшего возраста – 42 ребёнка, детей среднего возраста – 26.
·        группа «Жихарка»: списочный состав 25 детей, обследованы все;
·        группа «Теремок»: списочный состав – 22 ребёнка, обследовано – 17.
·        контрольная группа детей среднего возраста, ранее показавших результаты ниже  возрастной нормы.
Результаты обследования детей младшего и среднего дошкольного возраста представлены в таблице, диаграмме и графиках.

Результаты обследования познавательно-речевого развития Таблица 1.


Уровни познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста
в 1 полугодии 2011-2012 учебного года.  Диаграмма 2,3.



Анализ развития познавательно-речевой сферы детей 3-4 лет
 группа «Жихарка» 2011 учебный год. Таблица 2.


Анализ развития познавательно-речевой сферы детей 3-4 лет
группа «Теремок» 2011 учебный год.  Таблица 3

___ Результаты обследования познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста МАДОУ ДС № 422 2011уч.г. График 1


Итак, к середине учебного года из 42 детей младшего дошкольного возраста у 4 детей (10%) развитие познавательной сферы условно соответствует возрастной норме.




 28 (66 %) детей относятся к группе риска, то есть нуждаются в обучающей помощи и поддержке взрослых: родителей, педагогов, которым рекомендуется индивидуальная  и совместная работа с ребёнком  по коррекции проблемных зон в познавательном и речевом развитии.
Развитие 10 детей  (24%) по показателям скрининг-обследования не соответствует возрастной норме познавательно-речевого развития и эти дети должны быть обеспечены индивидуальной коррекционно-педагогической  помощью на основе ИКМ (индивидуальных коррекционных маршрутов) для компенсации отставания от сверстников.

В контрольной группе из 26 детей среднего возраста, после проведённой индивидуальной коррекционно-развивающей педагогической работы, зафиксированы следующие результаты:
- к группе риска можно отнести 11 детей (42%);
- условно соответствуют возрастной норме развитие   14 детей (54%)
                     Результаты обследования познавательно-речевого развития детей контрольной группы  среднего дошкольного возраста 2011 уч.г.
График 2.


Позитив:
Успешность познавательно-речевого развития в контрольной группе детей среднего возраста составила 96%. Результаты обследуемых параметров выше 80 %.
Негатив:
Выявлена тенденция в запаздывании формирования у детей среднего возраста мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, группировка, классификация и установление причинно-следственных связей.
Сохраняются трудности речевого развития, в том числе и связанные с недоразвитием фонематического слуха.
Перспектива:
Последующую индивидуальную коррекционно-развивающую работу воспитателям средних («Емеля», «Сивка-Бурка») и старших(«Гуси-Лебеди», «Крошечка Хаврошечка») возрастных групп целесообразно планировать с учётом обозначенных проблемных зон познавательно-речевого развития воспитанников.

Выводы по результатам диагностического обследования
детей младшего дошкольного возраста МАДОУ ДС № 422
за первое полугодие 2011-2012 учебного года
Позитив
            Успешность познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста составляет 68 % в группе «Жихарка» и 88 % в группе «Теремок».
            Качественные показатели познавательно-речевого развития в диапазоне от 57% до 100 %. Наиболее успешные показатели в данном обследовании выявлены по параметрам «Математические представления» (форма, цвет) от 86 % до 100 % и «Наглядно-образное мышление» (составление разрезных картинок) 92% - 94%.
            По сравнению с результатами обследования  в предыдущие годы (2008, 2009, 2010гг.) значительно выросли показатели практически по всем параметрам, особенно по параметрам речевого развития от 5 % и 15 % до 42% и 76 %.
            Возможные причины зафиксированных изменений:
- качественная реализация образовательной программы «РАЗВИТИЕ» по разделам: сенсорика, развитие представлений о мире и о себе, введение в грамоту;
- высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих на группах младшего возраста
Негатив
            Самая низкая успешность 42 % отмечена по параметру «звукопроизношение» и «слоговая структура слова» 65 % - 66 %, что позволяет сделать вывод о наличии достаточно большого количества детей с нарушением звукопроизношения и недоразвитием фонематического слуха.
Перспектива
1.     Организовать работу по коррекции и компенсации  отставания в познавательно-речевом развитии детей 3-4 лет в процессе решения годовой задачи по использованию продуктивных видов деятельности как условия формирования и совершенствования речи дошкольников.
2.     Уделять больше внимания созданию условий для самостоятельной речевой практики воспитанников в непосредственно образовательной деятельности, а также в совместной со взрослыми (воспитателями, родителями, специалистами) продуктивной деятельности, в том числе и посредством дневников достижений.
3.     Педагогам группы «Жихарка» и «Теремок»: Валентине Александровне и Ольге Ивановне,  Галине Дмитриевне и  Анастасии Викторовне составить индивидуальные коррекционные программы для детей, имеющих недостаточные показатели в познавательном и речевом развитии, реализовывать их в рабочем порядке с 23.01.2012.
4.     Специалистам оказать помощь педагогам в составлении планов индивидуальной работы и подготовке методических материалов по профилактике ранних отклонений  в речевом и психическом развитии детей дошкольного возраста (консультации для педагогов, популярные статьи для родителей, практические разработки для детей).
3. В конце учебного года определить эффективность проведённой коррекционной работы.






 __________________________________

Анализ логопедического сопровождения
учитель – логопед Селянина В.К.
 за 2010-2011 учебный год
  1. Информационно - аналитическая деятельность




2.Коррекционно-развивающая деятельность






3.Просветительская  деятельность





4.Консультативная  деятельность

 


 


5.Научно-методическая деятельность

 

Моделирование тактических целей развития образования на  2010-2015 гг.
МДОУ ДС № 422.







Выступление учителя - логопеда на семинаре

Статья Селяниной В.К.

Презентация логопедической службы МДОУ ДС № 422