Страничка музыкального руководителя



Пермякова
Екатерина
Анатольевна
специалист первой категории
Портфолио







КАК СОГНАТЬ МЕДВЕДЯ С УХА

Нередко случается, что ребенок хочет заниматься музыкой, играть на скрипке или фортепиано, но все вокруг - и вы тоже - считают, что у него нет музыкального слуха.
«Ему медведь на ухо наступил!» Как же по­ступить? Идти на поводу у ребенка, обрекая его на неудачу в выбранной деятельности (ведь у других детей, приходящих в музыкальную школу, хо­роший, а то и абсолютный слух)? Или, пока не поздно, убедить сына или дочь попробовать себя в чем-то другом - в спорте или рисовании? А ребенок продолжает упрашивать: «Мама, я хочу играть на пианино"!
В этой ситуации почти однозначно можно сказать: если зовет его к себе звучащий мир, значит, слух хороший. Просто в це­пи связей «восприятие - закрепление -воспроизведение» какое-то звено неточно работает. Например, ваш ребенок непосе­да, его внимание деятельно перескакива­ет с предмета на предмет - в восприятии образуются «белые пятна». Или недоста­точен слуховой багаж - он слушал в основ­ном музыку из рекламы по ТВ и музыку к мультикам. Слухового представления о большой музыке не сложилось, как и ассо­циативного ряда и эмоциональных откли­ков на нее. Она кажется ему чужой. Взрос­лые слушатели часто переживают такое же чувство неприятия нового стиля. В истории музыки известны многие факты, когда даже завсегдатаи концертных сало­нов и залов бурно отвергали новую по сти­лю музыку. Так было с ранними сочине­ниями гениального Прокофьева. Некото­рые сочинения Шопена, музыка которого сейчас считается гармоничной и виртуоз­ной, имели очень негативную критику в прессе. Его гармонию не понимали и от­торгали. У ребенка идет такой же отбор. И только при многократном прослушива­нии возникает «принятие» звуковых форм и их переживание, закрепление в памяти, узнавание и потребность пере­жить их еще. Воспроизведение же, кото­рое становится мерилом в определении «годен - негоден» при приеме в музыкаль­ную школу, - и вовсе фактор, зависящий от многих обстоятельств. Самые баналь­ные: дома никто не поет, ребенок замкну­тый, плохо идет на музыкальный контакт, проблема музыкальности, одаренности ребенка в семье никого не волнует. И на ребенка ставят клеймо: «А моему медведь на ухо наступил».


 Подумайте - а ведь ваш ребенок, еще не родившись, слышит, различает рече­вые интонации, повышенный тон, волне­ние, радость, уныние или нотки счастья в голосе мамы. Слышит и музыку - этот бо­гатейший кладезь интонационного смыс­ла и эмоционального опыта человечества. Кодирующая чувственную, интеллектуаль­ную и физическую формы нашего суще­ствования музыка дарит человеку мир сов­сем просто - через слушание. Даже в утро­бе матери ребенок, слушая, впитывает многое, что недоступно пока его опыту, но доступно чувству. Ребенок, регулярно слу­шающий хорошую музыку, отличается от сверстников более сложным внутренним миром. Его речь более развита. Его «поче­му» охватывает более широкий ареал ве­щей и проблем. Он разумен, способен к сложному речевому общению. Его тексты адекватно эмоционально и интонационно окрашены. Большая радость - общаться с таким малышом!
 Никогда не поздно помочь ребенку развить слух, помочь понять музыку, приу­чить слушать и слышать ее.
Как замечательно, что у японских де­тей в расписании школьных уроков каж­дый день стоит урок музыки. Учатся музы­ке все, независимо от одаренности, мате­риального достатка, желания родителей. Они учатся играть на инструменте и по­знают язык музыки. Ведь трудно найти луч­шее средство воспитания, чем музыка -искусство, с такой эффективностью и с та­кой интенсивностью изменяющее и совер­шенствующее психический опыт человека на заре его жизни. Пусть у вашего малыша при поступлении в музыкальную школу что-то не получилось - может быть, подве­ла интонация, спел не то, определил что-то на слух неверно, с ритмом не все про­шло гладко. Не отчаиваетесь, не давайте отчаиваться ребенку! К следующему экзамену можно подготовиться получше, у вас впереди целый год. Если же ребенка не го­товы поддержать в музыкальной школе - обратитесь в музыкальные студии при мо­лодежных центрах, при Домах культуры.
Там проходят наборы детей в музыкаль­ные группы, и можно найти группу по же­лаемой специальности. Если не удастся по­пасть туда, берите частные уроки. Тогда теорию ребенок пройдет с учителем по специальности, а забота о его музыкаль­ном вкусе и кругозоре ляжет на ваши пле­чи. Подобрать библиотечку для вашего ре­бенка поможет любой консультант из нотно-музыкального отдела библиотеки или учитель музыкально-теоретических дисциплин музыкальной школы. Вам понадо­бится фонотека, которую придется пополнять дисками с хорошей классической му­зыкой. Перечень изучаемых детьми ­ произ­ведений можно найти в тех же учебниках по музыкальной литературе. У вас будет прекрасный повод по вечерам, раскрыв учебник и поставив диск в компьютер или плеер, погрузиться в неизведанное вместе со своим сыном или дочерью.  

По материалам журнала «Игра и дети» №5 2008
 _____________________________________________________
Как вести себя в театре